Учим ребёнка слушать и понимать музыку
Учим ребёнка слушать и понимать музыку
Чтобы воспитать у малыша интерес к слушанию музыки, развить музыкальное мышление и творческое воображение, важно помочь ребёнку услышать музыку, понять её, запомнить.
Для родителей задача состоит в том, чтобы создать условия для развития эмоционально-оценочного отношения ребёнка к воспринимаемой музыке.
Как?
Заранее найдите на диске или в Интернете пьесу, которую вы будете слушать. Источник звука (музыкальный центр) должен быть рядом, перед ребёнком. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко!
Слушать музыку можно со всеми членами семьи.
Когда?
Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего — после завтрака или дневного сна.
Как долго?
Внимание ребенка 3—5 лёт к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1—2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами - в течение 5—7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, его физического состояния.
Старайтесь, чтобы дети радовались музыке, учились переживать заложенные в ней чувства.
После прослушивания музыкального произведения попросите ребёнка рассказать, что он увидел, почувствовал, когда звучала музыка.
Спросите, какая это музыка, весёлая или грустная, спокойная или взволнованная, про кого такая музыка может рассказывать? Что под неё хочется делать, как бы ребёнок её назвал?
Попросите малыша подобрать к ней цвета. Затем пусть этими красками он нарисует что-то вроде коврика.
Попросите ребёнка сравнить звучание различных музыкальных инструментов.
Предложите ребёнку вылепить из пластилина героев музыкального произведения.
Такие вопросы и задания пробуждают интерес детей к слушанию и развивают их творческое воображение.
Дети очень любят повторно слушать полюбившуюся им музыку. Постарайтесь предоставить им такую возможность.
Произведения для слушания дома для детей 3-4 лет:
Й. Гайдн. «Детская симфония»,
П.И. Чайковский «Марш из балета «Щелкунчик», «Вальс» из «Детского альбома»,
Г. Гендель. Сюита «Музыка на воде»,
И. Штраус «Марш», полька «Трик - трак»,
М.И. Глинка «Арагонская хота», «Первоначальная полька»,
В.А. Моцарт Фрагмент Менуэта из симфонии № 34, фрагмент менуэта из «Маленькой ночной серенады»,
И. С. Бах. Гавот из сюиты №3,
С. Майкапар «Тревожная минута»,
А. Гречанинов «Материнские ласки», «Необычайное происшествие»,
Р. Шуман. «Всадник»,
С. Прокофьев «Бой часов» из балета «Золушка»,
Й. Гайдн Фрагмент Симфонии № 101 «Часы»,
Г. Свиридов «Зима»,
А. Вивальди Фрагмент концерта «Зима»,
П.И. Чайковский. «Зимнее утро»,
Р. Шуман «Дед Мороз», «Ночью»,
С. Прокофьев «Фея Зимы» из балета «Золушка»,
Р. Шуман «Солдатский марш»,
Д. Кабалевский «Боевая песенка»,
П.И. Чайковский. Марш из оперы «Пиковая дама», «Марш деревянных солдатиков»,
Д. Верди Марш из оперы «Аида»,
С. Слонимский «Марш Бармалея»,
С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»,
Э. Григ «Шествие гномов» (фрагмент),
А. Хачатурян. «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»
Музыкальный руководитель Никонова Л.В.